01.06.2021 [ Страницы истории ]

История Михаило-Архангельской церкви с. Скрипниково. Часть 1.

Автор: Иван Михайлович Трунов  (г. Воронеж)

(Фото Михаило-Архангельской церкви с. Скрипниково после полного завершения реставрационных работ, 2012 год. Фотограф Валентина Васильевна Попикова)

[Часть 1]

Михаило-Архангельская церковь – главная достопримечательность села Скрипниково, его визитная карточка. Стройная и величественная, возвышается она в центре села. История этой церкви берет свое начало в середине XIX века. В это время правительством уделялось большое внимание постройке церквей в селениях государственных крестьян. В феврале 1855 года Воронежская палата государственных имуществ рассмотрела циркулярное предписание Министра государственных имуществ от 12 января 1855 года о способах постройки и исправления церквей. В предписании отмечалось, что, несмотря на свойственное русскому народу усердие к религиозному делу, в некоторых местностях ощущается недостаток в православных церквах. Министр обращал особое внимание губернских палат государственных имуществ на необходимость совместно с духовным начальством наблюдения за возведением новых церквей и поддержанием в надлежащем состоянии существующих храмов. При этом подчеркивалась необходимость содействия инициативе крестьян в устройстве церквей. В первую очередь, как и прежде, для этого должны были привлекаться добровольные пожертвования прихожан. При недостаточности собранных данным способом средств палата обязана была изыскать другие источники[1].

Согласно справке Воронежской палаты государственных имуществ, постройка деревянной церкви в хуторе Скрыпникове была разрешена палатою и епархиальным начальством в апреле 1855 года на добровольные пожертвования. У крестьян тогда имелось на эти цели до 3000 рублей серебром. Согласно смете, составленной инженером палаты, расходы на возведение церкви составили 5331 рубль 19 копеек серебром. 20 мая 1855 года Богучарскому окружному начальнику было предписано при наличии у крестьян достаточных средств разрешить им привлечь по найму благонадежного подрядчика и взять под наблюдение постройку церкви. В марте 1856 года окружный начальник доносил палате, что постройка церкви из-за недостатка средств у крестьян еще не начиналась. По ходатайству крестьян, оформленному мирским приговором, 2 августа 1856 года палата обратилась к епархиальному архиерею об отсрочке им на год сбора пожертвований на церковь по выданной прежде на это книге, что им и было тогда разрешено. Постройка церкви была отдана по договору купеческому сыну Чесалину. В 1856 году для постройки церкви были заготовлены известь и камень для фундамента[2].

В ноябре 1857 года окружный начальник сообщал палате, что крестьяне Новокриушенского общества, в состав которого входил хутор Скрыпников, из-за недостатка средств от добровольных пожертвований на уплату подрядчику Чесалину за постройку церкви в хуторе Скрыпникове в составленных 22 сентября и 13 октября приговорах предложили использовать для этого имеющиеся у них другие денежные средства. Во-первых, это вырученные в 1857 году от кратковременной  отдачи в хуторе Скрыпникове под пастьбу скота земли в размере 102 рублей 85 копеек. Во-вторых, деньги, полученные в том же году от содержателя Попикова за скотопрогонную дорогу в количестве 170 рублей. В-третьих, денежные средства в сумме 37 рублей 70 ½ копеек, оставшиеся от сдачи ратников. В-четвертых, деньги, вырученные от продажи фургонов – 22 рубля. В-пятых, сумму, вырученную за оброчные земляные статьи в размере 230 рублей 12 ½ копеек, внесенную в Приказ общественного призрения. И наконец, средства, собранные для составления артели ратников – 177 рублей. Таким образом, общая сумма денежных средств, которую предполагалось выплатить подрядчику, составила 739 рублей 68 копеек серебром. Учитывая, что недоимок по податям и повинностям на обществе нет, и текущие сборы жители платят исправно, окружный начальник просил у палаты разрешения использовать на постройку церкви вышеперечисленные деньги[3]. Принимая во внимание недостаток средств у крестьян хутора Скрыпникова, на постройку церкви в январе 1858 года палата позволила употребить на эти цели денежные средства в сумме 406 рублей 70 ½ копеек, то есть деньги, полученные от содержателя  за скотопрогонную дорогу, оставшиеся от сдачи ратников, вырученные от продажи фургонов и собранные на составление артели ратников. Что же касается суммы, вырученной от краткосрочных отдач в размере 102 рублей 85 копеек, то использование ее на постройку церкви не было разрешено по причине поступления ее в мирской капитал. Окружному начальнику также было предписано доложить палате, когда и кем были высланы в Приказ общественного призрения 230 рублей 12 ½ копеек, в каком году и за какие оброчные земельные статьи они получены[4].

5 декабря 1858 года Воронежская палата государственных имуществ рассмотрела прошение церковного старателя хутора Скрыпникова Новокриушанского сельского общества Степана Головина, поданное им 17 ноября того же года. В прошении говорилось, что на новостроящуюся в хуторе Скрыпниковом церковь обществом в 1857 и 1858 годах были пожертвованы деньги, из которых он получил на постройку церкви 400 рублей, а остальные хранятся в Приказе общественного призрения, и на которые в Палату представлены билеты Приказа. В настоящее время церковь построена и подготавливается к освящению, но подрядчику за постройку церкви уплачена только половина денежных средств. Для проведения окончательного расчета с подрядчиком Степан Головин просил Палату о выдаче ему денег, хранящихся в Приказе общественного призрения. Дело заключалось в следующем. Богучарский окружный начальник с донесением от 29 апреля 1858 года представил в Палату два билета Воронежского Приказа общественного призрения. Первый билет от октября 1855 года был на сумму 73 рубля 43 ¾ копейки, второй от 28 ноября 1856 года на сумму 154 рубля 68 ¾ копейки серебром. Денежные средства принадлежали Новокриушанскому сельскому обществу. Эти средства решено было обратить в мирской капитал и использовать на постройку церкви в хуторе Скрыпниковом. По предписанию Палаты от 9 июня 1858 года билеты были истребованы из Приказа общественного призрения и находились в Палате. По рассмотрению прошения, Палата 5 декабря 1858 года предписала своему казначею отправить билеты в Приказ общественного призрения и просить Приказ о высылке в Палату по тем билетам всей суммы с причитающимися процентами для отправки по принадлежности[5]. По данным Д.И. Самбикина, в хуторе Скрыпниковом Старокриушанской волости Богучарского уезда первая церковь появилась в 1858 году[6].

Единственная сохранившаяся со старых времен роспись и надпись на входе в церковь с. Скрипниково.

Первая церковь была деревянной, снаружи и внутри обита тесом и покрашена масляной краской. Здание церкви было покрыто железом, окрашенным зеленой краской. Длина церкви с колокольней составляла 35 аршин. Наибольшая ширина – 18 аршин. Высота до верха карниза – 18 аршин. На церкви имелись одна большая главка и одна малая. Колокольня представляла собой строение в 2,5 яруса. Общая высота ее до верха карниза составляла 18 аршин. В здании было 13 больших и 8 малых окон. Церковь имела 3 наружных деревянных двери, обитых железом, и 3 внутренних деревянных двери. Внутри церкви располагался иконостас длиною 8 аршин и шириною 8 аршин. В холодное время года здание церкви не отапливалось[7]. В результате пожара 4 июня 1911 года деревянная церковь сгорела[8]. К этому времени рядом уже были возведены стены кирпичной церкви. Следы пожара запечатлелись на южной стороне стены здания новой церкви. Их можно увидеть и сегодня.

В 1859 году была построена церковная сторожка, представлявшая собой деревянный дом, покрытый соломой. Сторожка отапливалась одной печью[9]. В октябре 1916 года здание сгорело[10]. В 1860 году был построен деревянный покрытый соломой церковно-причтовый дом для священника. В доме было 12 окон с двойными рамами. Дом отапливался двумя печами – русской и голландской[11]. Здание по причине ветхого состояния было затем продано[12]. Вместо него в 1911 году был построен новый церковно-причтовый дом для священника. Дом был деревянный, на саманном фундаменте, покрытый железом. В доме было 16 окон с двойными рамами. Дом отапливался 1 русской и 2-мя голландскими печами. При доме имелся коридор во всю длину дома шириною в 3 аршина[13]. Дом сохранился до наших дней. В советское время в нем находился сельский совет. В настоящее время здание занимает администрация Скрипнянского сельского поселения.

Церкви принадлежали хозяйственные постройки. Это два покрытых соломой деревянных амбара, покрытый соломой саманный сарай над погребом и ледником, крытый соломой плетневый сарай для скота, открытый в передней части, а также сарай с разными дворовыми службами на задней части двора с задней стеной из самана, с передней стороны частью заделанный тесом, частью открытый[14]. Кроме того, церкви принадлежало здание церковно-приходской школы. Это был построенный в 1897 году деревянный, крытый соломой дом, расположенный на отдельной усадьбе. Дом отапливался печью[15].

Схема Михаило-Архангельской церкви с. Скрипниково. Выполнена Валентиной Васильевной Попиковой 

20 августа 1912 года была произведена страховая оценка новой каменной церкви. Вот составленное описание церкви. Михаило-Архангельская церковь каменная внутри оштукатурена; покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая и колокольню, 18 сажен, наибольшая ширина 11 сажен и 1 аршин, высота до верха карниза 5 сажен. На церкви имеются одна большая глава и четыре малых. Больших окон 50. Малых (на главках) 34. Дверей наружных створчатых, обитых железом, 3  шт., внутренних 4 шт. Иконостас длиною 12 аршин, высотою 16 аршин. Оценен был в 3544 рубля. Церковь не отапливается. Колокольня в 3 яруса общей высотой до верха карниза 16 сажен. Ближайшая к церкви чужая постройка – крестьянские дома с восточной стороны на расстоянии 30 сажен. Церковь окончена постройкой в 1912 году. Вместе с иконостасом и колокольней оценена была в 37000 рублей[16]. Строительство церкви было начато в 1899 году[17] и окончено в 1912 году. Возводилась она, таким образом, свыше 12 лет, с 1899 по 1912 год. По свидетельству Протопопова Серафима Сидоровича, об окончании строительства в 1912 году долгое время сохранялась надпись на боковой стороне лестницы, ведущей наверх, выполненная синей краской[18]. Церковь строилась из красного кирпича. Снаружи стены не штукатурились и не белились. Западная входная дверь выходила в центр села. Боковых дверей было две: одна находилась с южной стороны, вторая, с северной, была обращена в сторону дороги.

(Продолжение следует)

Список использованных источников и литературы

[1] ГАВО. Ф. И-24. Оп.1. Д. 620. Л. 525 – 526об.

[2] ГАВО. Ф. И-24. Оп. 1. Д. 734. Л. 531об – 532.

[3] Там же. Л. 531 – 531об. 

[4] Там же. Л. 532 – 533.​

[5] ГАВО. Ф. № И-24. Оп. № 1. Д. № 743. – Л. 262об – 263об.

[6] Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск первый. Воронеж. 1884. С. 244.

[7] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 261. Л. 90.

[8] Там же.

[9] Там же. Л. 90 – 90об.

[10] Там же. Л. 90об. 

[11] Там же. Л. 96.

[12] Там же. Л. 99.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Там же. Л. 102.

[16] Там же. Л. 93, 94.

[17] ГАВО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1951а 1. Часть 1. Л. 143 об.

[18] Архив автора. Воспоминания Серафима Сидоровича Протопопова.

Материал публикуется с разрешения автора 

* * *

Сведения об авторе:

Трунов Иван Михайлович, родился в селе Скрипниково Калачеевского района.

В 1994 году окончил исторический факультет Воронежского государственного университета.

Занимается изучением истории сёл Новая Криуша, Скрипниково, Советское и Калачеевского района в целом.

Расписание богослужений

село Новоживотинное
26.04.2024 08:00
Литургия Преждеосвященных Даров.
27.04.2024 16:00
Всенощное бдение. Исповедь.
28.04.2024 08:00
Вход Господень в Иерусалим.
Божественная литургия.
село Хвощеватка
26.04.2024 16:00
Вечернее богослужение. Исповедь.
27.04.2024 08:00
Лазарева суббота.
Божественная литургия.
село Староживотинное
26.04.2024 16:00
Вечернее богослужение. Исповедь.
27.04.2024 08:00
Лазарева суббота.
Божественная литургия.

Календарь


Евангельские Чтения

Яндекс.Метрика
Выражаем благодарность компании IT Group